Об авторе проекта ВебМидраш

לזכרו של אבי אריה בן דוד שפטוביצקי ז''ל



Леви Шептовицкий удостоен двух докторских степеней: 

1. Diplome de Docteur Université de Paris-Sorbonne IV, 2003;  

2. Philosophy Doctor Bar-Ilan University, Israel, 2004. 

Автор научных работ и статей, опубликованных в США, Англии, Франции, Германии и Польше, участник международных научных конференций, лауреат престижных призов и стипендий.

С 1984 ведет активную еврейскую просветительную деятельность во Львове: преподает иврит, еврейскую историю, сионизм, ведет субботние занятия по изучению Торы. В Израиле, с 1989 по 2003 преподает в университете Бар-Илан и параллельно изучает еврейские дисциплины на Кафедре Иудаизма в Бар-Илане, в йешивах в Иерусалиме, Рамат-Гане и в Высшем Институте Торы при университете Бар-Илан.

С 1989 по 2023 преподавал в высших учебных заведениях Израиля, Иерусалимском Академическом Религиозном колледже, Институте Изучения Иудаизма, ведет еврейскую просветительную работу во многих академических и культурных центрах Израиля (Институт Вейцмана, Еврейский университет, Институт "Шай", "Таль Хаим", "Эль Ами", "Швут Ами", "Эш Давид" и др.) и за границей ("Тора-ми-Цион" в Москве, Религиозные еврейские общины г. Киева, Львова и др.), является избранным президентом международного движения "Ор Цион".

В 2012 году создает и до настоящего времени ведет ВебМидраш, который считает своим важнейшим проектом. Параллельно разрабатывает собственную программу Практическая философия или Искусство жить с собой.

36-летний опыт преподавания еврейских и гуманитарных дисциплин позволяет д-ру Леви Шептовицкому в своих лекциях сочетать традиционный и академический подходы к материалу. Глубокое изучение важнейших текстов представляющих наиболее сложный пласт еврейской традиции, работа непосредственно с первоисточниками, являются основной темой его учебной программы. Его лекции по Книге Зоар вызывают большой интерес, как знатоков традиции, так и широкой аудитории.

Тематика: ТаНаХ. Книга Зоар. Устная Тора. Каббала. Мидраш. Агада. Экзегетика. Еврейская философия и теология. Западная философия. Китайская философия. Психология. История Израиля. Библейский и современный иврит.

Начало, сотворившее Элоим, Кокон-Дворец, светящийся профессор, или почему я слушаю
Леви Шептовицкого.

Скажи мне - и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я пойму.
Б. Франклин.

  

Я нашла его в интернете, где просматривала всех попадавшихся мне русско - и англо - говорящих умудренных раввинов и совсем еще "раввинчиков", которые могли бы мне объяснить Тору.

 

Я, тогдашняя самоучка, самостоятельно пытавшаяся читать Танах и жаждущая знаний, была разборчива в том, что я хотела найти, но невежественна , как это бывает с новичками, и опиралась на одно чувство - я знала, что Танах мне должен кто-то распахнуть так, что бы все мириады накопившихся у меня вопросов, требующих немедленных ответов, были бы адресованы и решены, пока я стою на одной ноге.

Намучившись  с неиссякаемыми ютьюбовскими раввинами за несколько лет, я стала отчаиваться найти "своего", и тут надо мной сжалился Всевышний, с сочувствием принимавший непосредственное участие в моих поисках. Жалостливо и утомленно вздохнув, Всевышний, благословен Он, послал мне Шептовицкого.

Первым делом, меня поразило в гении Шептовицкого то, как академическая виртуозность его знаний и его трактовок "сухих", как мне тогда казалось, и неэмоциональных в своей лаконичности текстов Танаха сочетается с грандиозным режиссёрским талантом  человека-оркестра, единственного Исполнителя в "театре одного актера" и размахом творца - художника, создающего здесь и сейчас, на моих глазах, фантастические видения из прямого текста Танаха, полные драматизма, трагических и счастливейших событий, любви и ненависти, с живущими, ходящими, дышащими, разговаривающими со мной (!) фигурами и фигурками Танаха, будь то Авраам, Йааков, Йона - пророк или сам (да - да, я сейчас это напишу!) Всевышний, благословен Он, обращающийся..! Лично..! Ко мне!!!

Я давно подозревала, что Танах - это очень личная переписка Всевышнего, благословен Он, с "человеками", но когда я услышала это от Леви, - Бинго. Я его таки нашла. Учителя. Не раввина. 

И тут я поняла, почему Всевышний, благословен Он, привел меня не к раввину. Не там искала. Всевышний, Всеведущий, Всезнающий и великий Педагог наших душ, привел меня к профессору. И к доктору Музыки. 

Музыка - это мое первое образование. Мой диплом. Моя первая работа. Мои профессора, у которых я училась. Половина, если не больше, моей жизни. И я поняла, что попала домой.

 

Спустя несколько недель занятий Торой с Леви Шептовицким, профессор, чтобы он был мне здоров и счастлив до 120,  открыл мне лучшее место в нашем земном, материальном мире, которое было для меня, как я думала всегда, недоступно и дальше чем солнце и звёзды. Я попала в Зоар. В точку невозврата. 

 

Лекции с Леви - это очень особое место. Место, потому что зайдя вслед за ним, буквально шагнув в экран, вы неостановимо, свободным падением, проваливаетесь в Миры, скрытые от посторонних, праздных глаз, заботливо и искусно, рукой самого Творца, благословен Он, и только благодаря Леви, у которого с Творцом свои и очень теплые отношения, вы начинаете видеть и понимать то, что видят и понимают очень немногие.

Перед вами начинает раскрываться ДЕЙСТВО. Фантасмагория, которую можно сравнить с видением Иехезкиля. На ваших глазах профессор Л. Шептовицкий перестает быть профессором и доктором музыки. 

Какими то мистическими, невероятными  силами он перевоплощается перед вами в великого рассказчика, толкователя, трактователя - комментатора, в живой и мощный проектор Божественных откровений великой Книги Сияния, и вы наяву начинаете видеть прекрасные, и такие близкие вам картины, как будто вы и раньше их видели и знали о них, но что то или Кто то заставил вас забыть их, а теперь вот они, рядом, на экране, и вы даже можете до них дотронуться, или просто подышать ими, как дышат давно забытым ароматом оставленной  и такой далёкой сейчас Родины. Вы видите на вашем экране картину сотворения мира и первозданную тьму, первый луч, разрезающий бесконечный Хошех, там где еще нет ни Света, ни цветов; цвета появятся позже, когда ваши глаза привыкнут к Великой тьме и вы, как Израиль, стоящий станом у Синая почти 4000 лет назад, "увидите ЗВУКИ", и вот вы уже начинаете различать свет и тьму и воочию видите, как рождается первоначальная точка, крошечная, как семечко, "зэра", выбрасывающая из себя световой луч, несущий в себе все последующие семена, и вот этот луч на ваших глазах рождает ещё одну точку, и вот Она уже строит вокруг себя световой кокон с дивным названием Эйхаль, и вдруг рассыпается ещё на семь светящихся точек, каждая из которых несет в себе только ей присущий уникальный свет и вот уже перед вами разворачивается неумолимо и величественно, как разворачиваются мощные, звуковые полотна симфоний Шуберта или Бетховена, несравнимое по своему великолепию и победоносности Древо Сфирот...

А когда наступает конец урока, всегда неожиданный и нежеланный, как резкое пробуждение после мистических и  таинственных снов, наполненных светами, цветами и звуками самого возвышенного языка, когда либо известного людям, и на вашем экране начинает гаснуть Божественное Древо, и профессор вдруг возвращается из пылающих небесных сфер и начинает выглядеть опять как доктор философии Леви Шептовицкий, а не как огненный сараф с полыхающим, переворачивающимся (да-да, именно переворачивающимся, Шептовицкий неимоверно ревнив в своем отношении к неточным переводам) мечом, только что изгнавший Адама и Хаву, а точнее, вас, из самого желанного Сада на свете, ведь урок-то закончился! Как же так, ведь мы только начали??!! Ого, уже полтора урока прошло! Уже? А существует ли время?..

И вы прощаетесь с всё ещё светящимся от путешествия в нематериальные сферы профессором - светящимся, потому что, что бы протащить вязкое сознание начинающего ученика в небесные сферы, надо полыхать и сгорать самому, иначе ученическое сознание так и останется лежать липкой кляксой на материальной земле. И  мой профессор именно это и делает на каждом уроке(Леви, отдельное спасибо за Ваше Горение!).

А вы остаётесь с переживаниями от путешествия по своим Мирам еще на несколько дней, потому что пережитое отпускает вас медленно и очень неохотно, но все таки отпускает. До следующего урока...

 

Уважаемый профессор, спасибо Вам огромное за Вашу гениальность и Ваш дар пылать не сгорая, светиться и делать Ваших учеников такими счастливыми! Благословений! 

 

Дария Соломина

(с) Автор проекта "WebMidrash" д-р Леви Шептовицкий

 

Время потратить нельзя, так же, как и нельзя его сохранить, оно проходит в любом случае. Время можно провести с удовольствием и с пользой или безрадостно и бесполезно. Другого не дано.  

***

Не хочу быть ведомым и не хочу быть ведущим. Хочу быть идущим. 

***

Скажи каким ты представляешь себе рай и я скажу кто ты.

Мир. Человек

Мир такой, какой есть и если не лгать себе, то можно научиться жить с ним в гармонии. Для этого важно всегда называть вещи своими именами.

***

Человеческая жизнь - это продолжение эволюции...

***

Счастье в буднях, а не в праздниках.

***

Смысл жизни - жить в радости. Вроде очень просто, но учишься этому всю жизнь. 

***

Я считаю работу человеческой мысли дороже крошек хлеба, которые с таким трепетом собирают со стола и отправляют себе в рот. Ценность работы мысли выше всякой другой, именно она выражает нашу б-жественную природу. 

***

Эпохи гигантов и карликов. Мы не осознаем, что мы карлики, пока не появятся гиганты. 

***

Совершенство мира не в том, что он должен соответствовать нашим ожиданиям, а в том, что он соответствует своему предназначению. Осознавая это, обретаешь внутренний покой и гармонию.  

***

Гений не может научить тому, в чем проявляется его гениальность. Если у человека что-то получается, то это не значит, что он знает как этому научить.

***

Осознание своих границ лучше, чем иллюзия безграничности своих возможностей. Осознав свои границы, человек добивается успехов в своей сфере, а не испытывает разочарование в иллюзии.

***

 Великолепная мысль "Нельзя научить, можно научиться" отражает природу человека - мы можем реализовать лишь то, что в нас заложено изначально. 

***

Мой мозг - это не Я. Мой мозг лишь один из моих органов, пусть самый важный, но всего лишь орган! Мозг это орган для решения задач, стоящих передо мной. Я это значительно большее, Я это мое уникальное мироощущение и переживание.

***



Б-г

О Б-ге человек может узнать только познавая окружающий его материальный мир. Не только потому, что Б-г в этом мире, а потому, что человек только в этом мире и других возможностей познания сегодня не существует. Только через проявления Б-га в материи.


Прикосновение к Вечному, Непреходящему возможно только в мыслях. Это и может быть только в мыслях. Все к чему мы можем прикоснуться физически - преходяще.

***

Только путь умозаключений на основе познания окружающего материального мира с глубоким эмоциональным переживанием познаваемого, приподнимает над эмоционально-разумной сферой в сферу интуитивного и порождает мистический опыт, который является важнейшим путем познания Б-га. Этот опыт чисто индивидуальный, субъективный, как и все наше восприятие мира. Все субъективно, объективного в духовных практиках (и не только) не существует.

***

Все приходит свыше, снизу возникает только страсть движения вверх.

***

Вопрос познания зависит от принадлежности к общности, к религии. Для народа Израиля - Б-г открывается еще и через Писание...

***

Верить в Б-га будучи уверенным, что Высшая Справедливость восторжествует и добро обязательно победит зло - это вера при условии. Настоящая вера в Б-га - это вера в любом случае.

***

Идолопоклонство - это подмена цели на средство ее достижения.

***

Б-гу невозможно преподнести сюрприз и его невозможно удивить. 

***

Только наше несовершенство имеет смысл, всё остальное есть у Него!

***

Убедительные аргументы...? Они зависят от личности. Эти аргументы должны быть убедительны для воспринимающего. Теология, как и философия  - не эмпирический способ познания, а умозрительный, это не наука.

***

Любой аргумент подвергается критике. Вопрос в том, насколько аргумент убедительнее критики, на этом и строится вера. Вера возможна там, где нет знания. Если есть знание, то это не вера, это знание. См. выше, знание о Б-ге - это не наука.

***

Абсолютный Инстинкт - Нижний Уровень организации, Абсолютный Разум - Высший Уровень организации, Б-г! Где-то между Абсолютным Инстинктом и Абсолютным Разумом находится человек. Творчество свободно от инстинкта, следовательно оно есть максимальное выражение б-жественности в человеке. 

***

Любая связочка, все, что вы здесь, в этом мире ухватываете, вы ухватываете не вторичное проявление, которое  находится в разрыве с Бесконечным, с Его сознанием, но вы прикасаетесь непосредственно к Его сознанию. В этом вся красота и весь ужас происходящего. Ужас в том, что у нас есть соприкосновение с Тем, перед чем у нас есть трепет, а красота заключается в том, что мы можем достичь этого единства.



Религия


Религия не должна быть отделена от мистической практики потому, что именно из последней родилась религия. Религия же изгнала мистику и превратилась в систему управления массой. Религия с Б-гом не имеет ничего общего. Молитва стала просто рутинным ритуалом, хотя молитва и родилась из мистической практики. Религия - это как танец без музыки. (закончить)

***

Молитвы помогают человеку обрести душевный покой, но не влияют на Волю Всевышнего.

***

Молитесь, не повредит. Но есть в этом один вред: когда человек помолился, у него есть ощущение, что он выполил свой долг, сделал что-то хорошее и что от его молитвы в мире что-то изменится. Это вред. Он не сделал ничего и от его молитвы ничего не изменится, кроме того, что этот человек выведен из борьбы за добро, в то время, когда зло, которое не молится, действует.

***

"Индийцы ждали Калки 3700 лет. Буддисты ждали Майтрейю 2600 лет. Евреи ждали Мессию 2500 лет. Христиане ждали Иисуса 2000 лет. Сунна ждет пророка Иссу 1400 лет. Мусульмане ждали мессии из рода Мухаммеда 1300 лет. Шииты ждали Манди 1080 лет. Друзы ждали Хамзу ибн Али 1000 лет. Большинство религий принимают идею «спасителя» и говорят, что мир будет полон зла до тех пор, пока этот спаситель не придет и не наполнит его добром и справедливостью. возможно, наша проблема на этой планете в том, что люди ожидают, что кто-то другой придет и решит их проблемы, вместо того, чтобы делать это самостоятельно! -Риккардо Дабла"

А почему так происходит и почему везде одни и те же проблемы в человеческом обществе? Вы задумывались когда-нибудь? Почему тысячи лет человечество не может решить свои проблемы? Отвечу: Потому, что суть этих проблем в самой природе человека и поэтому решить их невозможно. А религии дают человеку надежду и иллюзию решения этих проблем. Решите проблемы и религии исчезнут. Религия существуют потому, что она нужна человеку.  



Познание


Любое познание есть познание границ, безграничное же - непостижимо! Самопознание и есть познание своих границ, а тот, кто эти границы еще не осознал, это не значит, что он безграничный, это значит, что он просто до них еще не добрался.

***

Стремление к поиску истины определяется способностью к познанию.  

***

Путь познания лежит через ограничение, нельзя познать что-либо предварительно его не ограничив. 

***


Любовь


Любовь - это восторг от цельности и грусть от невозможности в этом мире слиться в одно и пребывать постоянно в этой цельности. Сила и боль - всегда сопровождают любовь.

(Любовь - это восторг от цельности и грусть от невозможности слиться в единое. Сила и боль - всегда сопровождают любовь.)

***

Страстная любовь и хороший секс - это лишь минимальные, базисные основы для создания семьи и недостаточны для того, чтобы семья была прочной. Страсть, как и влечение неминуемо угасают, поэтому необходимы другие, более надежные составляющие для прочных отношений, такие как общие ценности, интересы и предпочтения. 

***

Беспричинной любви, как и беспричинной ненависти не существует. Есть причина и любви и ненависти. Всему есть причина. Если бы можно было любить без причины, то можно было бы полюбить любого человека или даже одновременно всех людей на свете. Ни за что любить нельзя, можно любить за всё.

***

Твой человек тот, которого чем лучше ты узнаешь, тем больше любишь.

***

Mы любим не столько сам объект любви, сколько тот образ, который формируется в нашем сознании. 

***

Иногда мы говорим, что этот человек нам дорог, а оказывается он лишь нам нужен. Дорог и нужен - не одно и то же!

***

Если ты даешь и не получаешь то, что хочешь, то давай что-то другое, но лучше вообще перестань давать.

***


Флирт направлен на привлечение внимания к себе, а любовь - на внимание к объекту любви. Поэтому флирт не имеет ничего общего с настоящими отношениями, а тем более с любовью.

***




Свобода



Чем меньше знаем, тем больше свобода выбора.

***

Свобода - это возможность самому устанавливать себе границы. 

***

Под свободой выбора мы ошибочно понимаем свободу действия. У нас есть свобода выбора, но нет свободы действия.

***

Свобода и счастье взаимосвязаны, одно без другого не существует: невозможно быть несвободным и счастливым, как невозможно быть несчастным и свободным.

***

Мир - год - душа. Человеку необходимы три направления: мир-пространство, в котором он живет, время, которое он переживает и духовное развитие. (закончить)

***


Одиночество (закончить по лекции Адам 04 )


Судьба


Если 'судьбу' можно изменить, то это не судьба. Судьбу изменить нельзя, на то она и судьба.

***

Либо судьба есть, либо ее нет, поэтому либо судьба, либо не судьба. Вообще рассуждения о судьбе совершенно бессмысленны, так как узнать судьбу, если она есть, при жизни человека невозможно, а значит и обсуждать нечего!  

***

Судьбой часто называют совокупность унаследованных и приобретенных качеств. 

***

Нет смысла заботиться о своем предназначении! Перестаньте это делать и как можно скорее! Нам открыт только один смысл нашего существования - жить счастливо. 


Жизнь


Жить нужно так, как-будто каждый твой день последний? Ничего глупее придумать нельзя. Попробуйте наслаждаться жизнью осознавая, что это ваш последний день; в полноте наслаждаться жизнью можно лишь тогда, когда живешь с ощущением, что перед тобой Вечность. Такое ощущение дает человеку внутренняя философия и мистическое озарение.

***

О смерти всегда думать рано.


***

На вопрос 'сколько ты собираешься прожить'? Отвечаю 'пока не надоест'.

***

Наша жизнь – это в первую очередь эмоциональное переживание человеческого бытия, а не только биение пульса, обмен веществ и даже не решение интеллектуальных задач.


***

На успехах мы не учимся, мы учимся на ошибках. Именно то, что мы осознаем в результате ошибок, ведет нас к успеху.

***

Огромное удовольствие быть порядочным человеком и при этом не оставаться в дураках.

***






Критическое мышление


Человек способный предсказать, что произойдет хотя бы через минуту -  управлял бы миром…

***

Музыковедение и музыка - это не одно и тоже, как и искусствоведение - не искусство.

***

Мы поступает так, как мыслим. Следовательно, если поступки не приводят к желаемому - причина этому в наших мыслях.

***

Мы думаем, что собаки умны, потому, что они подчиняются, выполняют команды, служат нам, верны и преданы нам. Но это не так, собаки не умные, умны коты, они никому не подчиняются, не выполняют команды, никому не служат, они верны и преданы только своим интересам. Но я почему-то люблю глупых собак и презираю умных котов.

***



Искусство жить с собой


Человек, подавляющий свои желания, счастлив быть не может.

***

Сила воли не нужна!

***

Первый шаг к внутренней красоте и счастью - образование.


***

Всякое действие имеет причину, а причина лежит в мышлении. Как человек мыслит, так он и действует. Хотите изменить свои действия, меняйте мышление.

***

У меня есть ответы только на те вопросы, которые я задавал себе сам.

***

Мысль о том, что "образование не делает человека мудрым", могут понять только образованные люди. Необразованные же, любят повторять эту мысль, но не потому, что сознают ее глубину, а лишь потому, что она помогает им поднять свою самооценку. (Закончить цитату)

***

Согласен, ум и образование - это не одно и то же. Можно иметь два высших образования и оставаться идиотом, но без образования все же больше идиотов, чем с образованием. (Закончить)

***


Если совершая добро, мы рассчитываем на благодарность, то тогда наш поступок скорее не добро, а лишь инвестиция. 

***

Делая добро ближнему, мы скорее всего не думаем о его благодарности, но если благодарности не будет, то мы это сразу заметим.

***

Жалуется прекрасный пол, что перевелись мужья умелые, хозяйственные. Интересуюсь: "А где вы их ищете?" Отвечают: "В клубах, на танцах и т.д." Неудивительно, что там таких мужей не найти,  таких  нужно искать в хозяйственных магазинах, в отделах рабочих инструментов.

***

Неудобно – это принести в жертву свои интересы, время и ресурсы ради того, кому удобно ставить вас в неудобное положение, не считаться с вашими интересами, распоряжаться вашим временем и ресурсами.

***

Никого не слушайте, Ваше прошлое не менее важно, чем Ваше настоящее и будущее. Без прошлого Вы утратите свою личность, как человек полностью потерявший память. Со временем, не настоящее и не будущее, а именно прошлое будет определять Вашу самость и наполнять жизнь смыслом. (закончить цитату)

***

Родители и дети. Если наши дети не выиграют (у нас), то мы обязательно проиграем.

***

Хотите лучшее общество? Создавайте приоритеты! Хотите быть интересным для людей? Станьте прежде интересным для себя самого!

***

Способность познания – наиболее благородная и возвышенная способность человека. В исследованном мире, способность познания присуща только человеку и является основным свойством его природы, отличающим человека от всех известным нам существ.

***

Духовные миры... А откуда мы знаем о существовании духовных миров? Если эти духовные миры не отражаются в нас, то мы о них понятия не имеем. Прав Протагор, человек есть мера всех вещей. 

***

Если у мира есть идея, то тогда мир должен располагать Вечностью; не продолжением, а именно Вечностью.

***

Если человек не искренен по отношению к себе, к людям, к своей работе, если он постоянно разыгрывает роль, стремится произвести впечатление, то это обязательно приводит к эмоциональному оскудению: вся жизнь такого человека становится «нелюбимой работой», он теряет возможность наслаждаться и испытывать глубокие чувства.

***

Мистическая философия способна изменить представление о сущности человека.

***

Сила страха прямо пропорциональна слабости идеи, чем слабее идея, тем сильнее страх. (пояснить понятие идеи)

***

Жить в обществе и остаться самим собой - достижение, которым можно гордиться. 

***

Mы - это не только то, что мы любим, но и то, что мы не любим; не только то, что мы принимаем, но может даже в большей степени то, что отвергаем.

***

Желание - источник радости, отсутствие желания - болезнь; ненасытность и пресыщенность - корни зла. 

***

В этом мире нет справедливости и это правда, НО мириться с этим нельзя. Именно стремление к справедливости делает нас людьми, даже если наши усилия совершенно бесполезны. 

***





С момента, когда ребенок начинает осознавать мир, он подобен мореплавателю, отправившемуся открывать новые земли, а само познание мира - подобно картографии. По мере познания, человек наносит свои открытия на карту. В результате, его карта может быть похожа на уже существующие карты мира, а может и резко отличаться от них. Это не важно. Важно то, насколько счастливым будем его плавание. 

Испокон веков путь мореплавателям указывали небесные светила, а для меня путеводными стали Танах, Книга Зоар и мировая философия. По мере того, как на мою карту наносились не только контуры, но и многочисленные детали видимого мира, она становилась все более подробной и со временем начала превращаться в картину... 

Так каждый человек на протяжении своей жизни, рисует собственную картину нашего мира. Завершить эту картину не дано никому, но она может становиться по возможности отчетливой, светлой и радостной, или, так и остаться фрагментарной, непонятной и даже пугающей. 

Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю: "Рисую картину мира, штрих за штрихом стремясь к ее ясности и завершенности".   



(с) Автор проекта "WebMidrash" д-р Леви Шептовицкий 

Отзывы в научном мире


"I know Dr. Levi Sheptovitsky for many years as university lecturer and as independent researcher. In all these capacities he can be commended as a highly professional. It is my firm conviction that any research institution or teaching establishment will be happy to have Dr. Sheptovitsky on the list of its faculty."   "Dr. Levi Sheptovitsky can be commended as a highly professional and initiative scholar, a researcher of independent reasoning and cogency."

"Я знаю, д-ра Леви Шептовицкого в течение многих лет в качестве лектора университета и в качестве независимого исследователя. Во всех этих качествах он проявил себя как высокий профессионал. Мое твердое убеждение, что любое исследовательское или образовательное учреждение будет радо включить д-ра Шептовицкого в список своих преподавателей ".  Д-ра Леви Шептовицкого можно охарактеризовать как высокопрофессионального и инициативного ученого, убедительного исследователя с независимым мышлением». 

Professor Dr. JOACHIM BRAUN, Bar-Ilan University, Israel

 

"At Bar-Ilan University, Levi Sheptovitsky successfully directed our courses. This success points to Levi’s high teaching ability as well as his solid knowledge of his field. I believe that Levi is a brilliant scholar, and I have great confidence in his ability and professional future..."  "He has produced an outstanding dissertation and his enthusiastic jury in Paris immediately recommended publication of this major study. Furthermore, Levi has some four publications to his credit, including one in the top journal Musica Disciplina."

"В университете Бар-Илан, Леви Шептовицкий успешно руководил нашими курсами. Этот успех свидетельствует о высокой способности Леви как преподавателя, а также о его глубоком знании в своей области. Я считаю, что Леви является блестящим ученым, и у меня есть большая уверенность в его способностях и профессиональном будущем..."    "Он защитил выдающуюся диссертацию и восторженное жюри в Париже сразу рекомендовало его крупное исследование к публикации. Кроме того, Леви имеет другие научные публикации, в том числе в самом престижном в данной области научном журнале Musica Disciplina." 

Professor Dr. BATHIA CHURGIN, Bar-Ilan University, Israel

 

"Les qualités évidentes du travail présenté et le grand intérêt qu' offrirait une discussion directe avec Monsieur Levi Sheptovitsky pour éclairer les quelques points restant à préciser justifient pleinement d'admettre le candidat à soutenir publiquement sa these."

"Очевидная ценность представленной работы и ее большой научный интерес требует прямой научной дискуссии с г-ном Леви Шептовицким, с целью осветить некоторые моменты и полностью оправдывает допуск данного кандидата к публичной защите диссертации."

Professeur MARIE-BERNADETTE DUFOURCET,Université Michel de Montaigne, Bordeaux, France

 

"Dr Levi Sheptovitsky has a good command of several languages. Thus, for example, his thesis is written in English and the defense of his doctoral dissertation at the Sorbonne was presented in French, while my conversations and correspondence with him are conducted in Polish." "I strongly recommend Dr. Levi Sheptovitsky as a lecturer […]  I am convinced that his future as a researcher and lecturer will offer a weighty contribution to any university." "Mr. Sheptovitsky’s defense of his thesis at the Sorbonne constituted a brilliant presentation and received ‘avec Ia mention tres honorable avec felicitation du jury.’ "

"Доктор Леви Шептовицкий владеет несколькими языками.  Таким  образом, например, его диссертация  написана на английском языке, защита докторской диссертации была представлена в Сорбонне на французском языке, в то время как мои беседы и переписка с ним проводятся на польском языке". "Я настоятельно рекомендую д-ра Леви Шептовицкого в качестве лектора  [...]    Я убежден, что его будущее как исследователя и преподавателя внесет весомый вклад в любой университет". "Защита докторской диссертации господина Леви Шептовицкого в Сорбонне представляет собой блестящую презентацию и была удостоена высшей оценки: С высшим почетом и с поздравлениями жюри."  

Professor Dr. JAN STĘSZEWSKI, Adam Mickiewicz University, Poland

 

"La grande connaissance de la musique de la Renaissance et du Baroque, la competence musicologique, la pratique remarquable du musicien interprète, la connaissance multiple des langues sont les vertus du travail de Monsieur Sheptovitsky…"

"Обширные познания в музыке эпохи Возрождения и барокко, компетентность ученого музыколога,  замечательного практика интерпретатора, знание нескольких языков являются достоинством работы господина Шептовицкого... "  

Professeur LOUIS JAMBOU, Université de Paris-Sorbonne, France

 

"I have read Mr. Sheptovitsky's thesis with care and wish initially to congratulate him on a fine edition […] This work should clearly be published on book form."

"Я внимательно изучил диссертацию г-на Шептовицкого и прежде всего хочу поздравить его с прекрасной работой [...] Совершенно очевидно, что эта работа должна быть опубликована как книга". 

Professor JOHN GRIFFITHS, University of Melbourne, Australia

Интервью Татьяны Белоусовой с д-ром Леви Шептовицким

Вот уже восемь лет живет и развивается авторский проект доктора Леви Шептовицкого, известный нам как ВЕБМИДРАШ. Многим он уже хорошо знаком, кто-то к нему только что присоединился, для кого-то он пока только Terra incognita.

Давайте внимательно присмотримся к нему и спросим у автора, каким он его видит, чем для него является и что нас всех ждет в этом уникальном пространстве.

  

**: Уважаемый Леви, с чего все началось? Как возникла идея ваших виртуальных уроков?

 

Леви: Все началось еще в детстве. Я довольно рано осознал свои еврейские корни и начал интересоваться философией лет в восемь-десять. В двенадцать лет я уже заявил своему папе, что хочу стать раввином. На что папа сказал: «Это почти невозможно… Невозможно, потому, что все под опекой Коммунистической партии Советского союза». Разумеется, желание стать раввином у меня сразу отпало. Но интерес к еврейской теме не пропал. Я занимался и Торой, и философией, и историей своего народа, еврейскими источниками, а таковых, в общем-то, было очень мало. Первая литература, которая попалась мне в руки, была привезена из поездок в Москву и Питер, тогда еще Ленинград. Это было уже лет в двадцать. Литература была подпольной и сильно напугала моих родных и близких. Что это было? Фотографии! Другой способ размножения книг при советской власти был запрещен, ни о каких ксероксах не могло быть и речи. Поэтому в больших городах евреи, которые сидели в подполье, таким вот «кошерным» способом распространяли литературу. Об этом можно рассказывать отдельно, как я туда попал, какого страху напустил на людей в синагоге: меня же никто не знал… Это была целая история. И, возможно, к ней имеет смысл когда-нибудь вернуться. Она того стоит. Так что уже где-то лет с двадцати я приобщился  ко всему, что связано с еврейской философией и Каббалой. 

Серьезное же изучение началось после моего возвращения в Израиль, где я живу уже около 30-ти лет. И все это время я учусь и преподаю, и снова учусь… 

 

 **: А как возникла идея создания именно Вебмидраша? Почему виртуальный класс оказался вам ближе всего и как себя оправдывает такая форма обучения, передачи учения для всех желающих? 

 

Леви: Мой многолетний и очень интенсивный опыт преподавания привел меня к этому. Я приехал незадолго до того, как на Израиль обрушился поток алии из Советского союза. Была острая нехватка учителей. Людей надо было как-то образовывать. Многие, честно говоря, совсем к этому не стремились и избегали занятий. Поэтому нужны были исключительные учителя, способные заинтересовать. Я в то время уже работал в Университете Бар-Илан на кафедре музыкологии, одновременно работал над докторской диссертацией и изучал философию. Меня привлекли к преподаванию еврейских дисциплин для алии, и очень скоро я понял, что эти занятия приносят мне самое большое удовольствие. Музыка, которой я посвятил столько времени, уступила место Танаху, еврейской философии и теологии. Я читал лекции почти во всех городах Центра страны,  даже добирался до Хайфы и выезжал с курсами лекции за границу. Преподавание еврейских дисциплин целиком захватило меня. Я понял одну важную для себя вещь: меня более всего  интересуют еврейские источники и их глубокое изучение, работа с древнееврейскими текстами поглотила меня целиком. И чем глубже я погружался в эти источники, тем больше понимал, что аудитория для этих занятий еще не готова. Приходилось буквально выискивать двух-трех человек из каждого города, которым это могло бы быть интересным в той же степени, что и мне, и готовых к занятиям. Скоро стало ясно, что мне Израиля мало, несмотря на то, что я уже преподавал не только на русском, но и на иврите. Отдельная история с университетами, где существует глубокое изучение текстов, но чисто академические исследования имеют не только достоинства, но и недостатки. Я искал свободы и живого общения с аудиторией. 

Я понял, что мне нужен весь мир, самая широкая география, при которой я смог бы как жемчужины собирать своих слушателей и единомышленников для занятий по моим авторским курсам, не ограниченным никакими программами. Я тогда не знал, что это будет и как, но быстро развивающиеся компьютерные технологии давали мне основание для надежды. Сначала казалось, что необходимо для этого писать специальную программу. И даже находились исполнители, правда, за очень высокие гонорары. Но вскоре, видимо, Вс-вышний услышал о моих идеях и послал мне Вебинар. В частности, я благодарен Элиэзеру Фридлянду и Центру по изучению иудаики «Ор Цион», с чьей легкой руки у нас появилась возможность арендовать программное обеспечение для наших вебинаров и проводить уроки для участников со всего света без ограничений.

Теперь, что касается самих слушателей. ВебМидраш принимает всех желающих, но только тех, кому это нужно. Нас никто не финансирует, наоборот, мы вкладываем свои силы и время в проект, поэтому обучение платное. Это ко многому обязывает меня как автора проекта и всех курсов, но и заставляет слушателей быть более дисциплинированными. И потом, бесплатной бывает, как правило, пропаганда. ВебМидраш призван быть тем, что нужно людям, интересующимся еврейской философией  и еврейскими источниками. И такие люди есть. Никакого предварительного отбора не существует, если это брат по разуму, ему место в ВебМидраше. Главный критерий для нас – определенный подход в изучении источников, культуры и т.д. Поскольку я не преподаю обрядовую часть иудаизма, у меня нет ограничений в выборе учеников. 

 

**: А каким образом происходит выбор тем для ваших курсов? Судя по тому, как они представлены в подписках, для вас не является препятствием подготовленность ученика?

 

Леви: В самом начале, примерно в течение десяти первых месяцев работы Вебмидраша, курсы предоставлялись бесплатно и предполагали некое Введение в общие понятия. Было около ста слушателей, для которых, на основе сочетания традиционного и академического подходов, преподавались основы танахического иврита, то есть языка священных текстов, без которых невозможно никакое соприкосновение с источниками и  вводный курс по изучению важнейших текстов (Танах, Мидраш, Талмуд, Книга Зоар), представляющих наиболее сложный пласт еврейской традиции.  Так и сложился основной, ключевой, принцип моего подхода – «читаем и понимаем». Его эффективность было сложно предугадать. Но успех превзошел все ожидания. Благодарные и восторженные отзывы поступали от самых разных людей со всех уголков Земли!

Когда Вебмидраш перешел полностью на подписку, из этих ста человек остались примерно двадцать пять, которые стали его ядром и являются им до сих пор. Это большой успех!

Что касается новых участников Вебмидраша, то тут существует определенная сложность, потому что сейчас никаких вводных курсов нет, и нужна определенная смелость и уверенность. Вы с нами уже сколько времени? Год – полтора? Поделитесь опытом, каково это – присоединиться к Вебмидрашу?

 

** Я с вами учусь уже полных два года и могу сказать, что, по счастью, мой интерес к иудаике победил все страхи и сомнения, а вдохновляющие уроки учителя оказались спасательным кругом в этом океане мудрости. За что я вам очень благодарна, потому что Вебмидраш для меня лично стал дверью в новую жизнь. Очень многое, о чем я могла только мечтать, начало совершаться само собой. И это, безусловно, только благодаря моему участию в ваших занятиях и тому благословению, которое они дают. 

  

Идея (если есть такая возможность), надо на сайте повесить вводные лекции, которые читались для Лильмуда. Вообще, если есть что-то вводное, то нужно повесить в общий бесплатный доступ.

 

Леви: Действительно, организовать какие-то постоянные вводные лекции технически очень трудно. И поскольку присоединяется постепенно по небольшому количеству людей, как правило, им удается органично соединиться с нашими занятиями. Если у человека есть желание, он обязательно вольется в поток. Всегда есть повторения, возможность задавать вопросы, которые не бывают бесполезными даже для наших «ветеранов». 

Что касается критериев выбора материала, у меня есть один важный принцип: я всегда преподаю то, что мне интересно и захватывает меня самого. Только в этом случае изучаемый предмет может стать интересным и для моих слушателей. Вебмидраш создавался с одной целью – найти аудиторию, которую увлекут мои темы и мой подход в работе с источниками. Это во-первых, а во-вторых, мне всегда хотелось, прежде всего, самому идти вперед, развиваться. В монотонных и рутинных занятиях этого не достичь. А когда к вам приходят очень грамотные и эрудированные, да еще и очень требовательные слушатели, это невольно заставляет вас быть в тонусе и никогда уже не опускать высокую планку. Возможно, не каждый урок может стать событием. Он лишь звено в цепи раскрытия цикла, огромной темы, но мне самому интересно делать каждую лекцию запоминающейся и не тривиальной. Если нет на каждом уроке открытия, то и ничего нет. 

Если меня самого не интересует выбранная тема, это не будет хорошо сделано и никого за собой не увлечет. В этом нет никакого эгоизма. Только желание продвигаться все глубже и глубже в понимании источников, все время прогрессировать, постоянно открывать что-то новое, находить событие там, где, как казалось, все известно.

По сути, я не занимаюсь чтением лекций в их общем смысле. Для меня, скорее, стоит задача исполнительского характера, сопереживание. Интерпретация, новый взгляд и раскрытие известного сюжета – вот, что я преследую в своей работе. В определенном смысле у меня есть произведение или тема, а дальше – импровизация, живая и непосредственная. Я никогда не пишу лекцию, она рождается в момент урока, на глазах слушателей и с их участием, обязательно. Готовыми остаются только визуальные материалы к урокам, а не накатанные тексты, чаще всего, это фрагменты разбираемых источников – Торы, мидрашей, Писаний, Книги Зоар. Я не пишу текст лекций не потому что ленюсь,  потому что сиюминутное рождение смыслов и есть тот performance, в котором есть живая пульсация мысли и чувства. Мой музыкальный опыт, вероятно, сформировал во мне такой подход к преподаванию и именно это находит живой отклик в сердцах и умах моих учеников, это дает ни с чем несравнимое сопереживание и общее вдохновение. Ведь записанное произведение и исполняемое «живьем» здесь и сейчас– это колоссальная разница. Когда ты исполняешь одно и то же произведение много раз, вдохновение исчезает. Но в случае, когда ты импровизируешь, ты постоянно будешь находить что-то новое, неожиданное.

Что у меня есть? Набросок, план, карта пути. Мне точно известно, с чего я начну, но вот сам путь и то, что он с собой принесет, - это уже общее достояние, моих учеников и меня. И это дорогого стоит.

И, кроме того, Вебмидраш дает мне еще одну возможность. Я всегда мечтал о синтезе философии, высоты поэтического восприятия, музыки и изобразительного искусства. У меня была когда-то идея вместо сухих лекций создать нечто театрализованное, почти эпическое. Хотелось, чтобы знание входило в учеников через все органы чувств. Но я понимал, что это сейчас не достижимо с точки зрения финансовых затрат. И вот Небесами, которые всегда слышат нас, была послана программа для вебинаров. Почти все мои творческие запросы были удовлетворены.  Ведь все, что мы изучаем в пространстве Вебмидраша, это не простое постижение смысла материала, это вещи совсем другого порядка, относящиеся к каждой человеческой душе, к жизни человеческого духа. Без эмоционального переживания, они не входят в нас, не становятся живительной энергией. Моя идея заключается в том, что в нас должно войти нечто такое, что трудно сформулировать, передать словами, но то что ведет нас к какой-то высокой цели, к искусству осознанного проживания, интеллектуального и эмоционального. И это для меня гораздо важнее, чем просто передача информации по той или иной теме или по содержанию того или иного источника по пунктам. Это настоящая цель, ради которой эти источники существуют и тем более, если мы говорим о Книге Зоар, потому что эта каббалистическая книга не что иное, как медитация, мистическое озарение, поэзия!

 Это знание особого рода. Иногда там может и не быть информации в обычном понимании. Герои «Зоара» заставляют нас именно эмоционально переживать те или иные моменты. И это для меня самое важное, это то, что остается в душе каждого человека, без чего не существует меня как учителя, если я лишен сопереживания с моими слушателями. Без них нет и меня. И неважно, что я их не вижу. Я их чувствую, а они видят, слышат и чувствуют меня. Я часто общаюсь с моими слушателями за пределами занятий, с кем-то уже много лет и лично, а с кем-то – только виртуально, но это не меняет сути нашего общения, очень теплой и дружественной.

Все, источники, к которым мы обращаемся, будь то еврейская философия или теология, никогда не существуют сами по себе. Они всегда включены в культурный и исторический контекст, за исключением, Торы, которая представляет собой источник, существующий совершенно особенным образом.

Но вот, что касается Книги Зоар-важнейшей книги каббалы, то он, как губка, вобрал в себя классический иудаизм, письменную и устную Тору, еврейскую философию и не только еврейскую. Это и греческие неоплатоники Плотин и Прокл, и еврейские - ибн Габироль. В «Зоаре» можно найти не прямую, но косвенную полемику с Рамбамом. Там есть и присутствие Филона Александрийского. «Зоар» несет на себе черты влияния средневековой поэзии и, в самом широком смысле, средневековой культуры. Если мы берем книгу «Зоар» как книгу, написанную в определенное время, в определенную эпоху и определенными людьми, то  понимаем, насколько она связана с тем миром, в котором родилась. Ни в коем случае ее нельзя выхватить из исторического контекста, не избежав потерь. Это обстоятельство меня очень стимулирует к поиску точной атмосферы для работы с текстами «Зоара».

Недавно мне попалось в руки одно исследование «Дон Кихота» Сервантеса, интересное тем, что его автор довольно убедительно пытается проследить глубинные связи романа о хитроумном идальго с книгой «Зоар». И в самом деле, его герои, как и герои Сервантеса все время странствуют. И в каждом их дорожном впечатлении всегда таится некая идея. Несомненно, что Сервантес был не только хорошо знаком с «Зоаром», но и определенно сочувствовал его идеям. Нужно не забывать, что Книга Зоар – это памятник еврейской мысли, в котором отразилась мечта, тоска и скорбь по своей земле и своим истокам. Что она появилась во время Крестовых походов, когда еврейская община претерпевала сильнейшие притеснения и гонения. Это все находит свое воплощение и в «Зоаре». Нужно не забывать, что «Зоар» в определеном смысле сражается с христианской доминантой и доказывает, что Завет с еврейским народом – это Вечный Завет. В то время, действительно, какое-то количество евреев отрекались от своих корней, так как считали, что Завет Творца со своим первенцем исчерпан. С момента изгнания, а это где-то 230-е годы н. э. прошла тысяча лет – пророческая тысяча лет, приравниваемая к одному дню гнева Вс-вышнего на Его народ, после которого должно прийти освобождение. А освобождение не последовало, более того, стало еще труднее. Это было время сильнейшего кризиса, когда на глазах евреев сошлись в жесточайшей схватке за Святую Землю два гиганта – ислам и христианство. И не для того, чтобы отдать Землю тому, кому  она была обетована, а ради собственной власти над ней. Народ Израиля никто и не думал брать в расчет, никто не рассматривал его как законную часть всей этой истории. Поэтому находились среди евреев те, кто отпадал от иудаизма и переходил в христианство, без всякого давления, по доброй воле. Именно в это время – в конце XIII века – появляется Книга Зоар и спасает еврейство, утвердив образ Израиля как печати Вс-вышнего на сердце своего народа. В XVI веке главыиз  Книги Зоар издаются в переводах на латынь и становятся неотъемлеммой частью европейского мистицизма, философии и науки. Под его влиянием оказались такие величайшие умы западноевропейской цивилизации, как  Джованни Пико делла Мирандола, немецкий мистик и философ Якоб Бёме, Барух Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц и многие, многие другие. Я уже не говорю о влиянии Каббалы «Зоара» на различные тайные ордена розенкрейцеров и прочих западноевропейских «тамплиеров» и «мистиков». Так что это явление огромного культурного масштаба, прежде всего, безусловно, еврейское, но и общеевропейское тоже.

 И, конечно, «Зоар» - это поэзия… А поэзия – это музыка… А музыка – это движение души. И как тут можно сухо преподавать? Насколько мне это удается? Ответ на этот вопрос может дать только время и неугасаемый интерес моих учеников к нашим урокам.

Иногда я сам вижу результат и доволен им, иногда что-то ускользает и остается невоплощенным.

Вот, например, сейчас я готовлю аудио-визуальный ряд к уроку о жертвоприношении Ицхака. Он мне виделся ярким и мощным, с большим количеством живописи на этот библейский сюжет. Но все, что я находил, шло вразрез с моими внутренними ощущениями и никак не соответствовало моим представлениям. Выручил Шагал, «скромные картинки» которого, как и все, что появилось в изобразительном искусстве современности, оказались по экспрессии гораздо сильнее всех интерпретаций этой трагической истории в классическом искусстве. Это поразительно, но, с моей точки зрения, Рембрандт проигрывает в эмоциональности Шагалу… Так что это бесконечный поиск и смыслов, и их визуального выражения ради одного – эмоционального и осознанного сопереживания. 

 

**: Могу сказать, что вам это во многом удается. И каждый урок становится актом совершенно необычного действа, актом искусства, в котором соединяется подробный разбор оригинального текста того или иного еврейского источника с его историческим и культурным контекстом. И при этом мы свидетели вашего авторского подхода с первой до последней секунды во всем – в подборе музыки, картин, текстов…  Вы просто человек – оркестр.

 

Леви: Наверное. Мне же никто не помогает в подготовке, да так и должно быть, ведь помочь мне невозможно, потому что никто, кроме меня, не видит всей картины в целом. Как сказал знаменитый автомобильный конструктор Фердинант Порше, «хочешь сделать хорошо, сделай сам». Я разделяю это мнение и делаю все своими руками. За мной не стоит никакой спонсор и никакая главенствующая организация, которая могла бы использовать меня в качестве своей пропаганды. Это дает мне огромную свободу в изложении тех идей, которые мне кажутся интересными и захватывающими, в отличие от огромного количества учебных курсов, которыми полон интернет и которые, зачастую, скованы той или иной идеологией. Философская мысль, художественная мысль, поэтическая мысль не могут быть скованы идеологией, правилами и прочими ограничениями. Она должна быть свободна. Вспомним одного из моих любимых еврейских мудрецов – великого философа Шломо Ибн Габироля, который первый, кстати, из всех философов в своем важнейшем трактате «Источник жизни» отказался от религиозных мотивов, хотя вся его философия говорит о Б-ге. Но у него нет религиозных законов, он не цитирует Тору, не цитирует Талмуд. Естественно, за всем, о чем он говорит,  все время стоит создавший этот мир, стоит Вс-вышний. Иногда он его выводит на сцену, называет его Первопричиной всего. Именно благодаря тому, что он вышел за пределы идеологии, он создал чисто философское произведение.

Учебная программа ВебМидраша включают в себя чисто образовательные предметы, – это уроки танахического и современного иврита. Эти уроки очень популярны среди наших слушателей. Главной цель изучения Танахического (библейского) – это изучение Писания в оригинале. Это совершенно необходимо для открытого восприятия, более глубокого понимания и постижения текста. Знание языка Писания позволяют слушателям самим делать текстологический анализ, на основе которого будут совершаться их личные открытия, их прорывы – эти драгоценные полеты и восхождения человеческого духа. Изучение «Зоара», да и других еврейских источников, невозможно без знания языка, на котором они написаны. 

Уроки современного иврита, строго говоря, нельзя назвать ключевыми в работе с древними текстами, но они помогают создать более теплую и дружескую атмосферу, узнать друг друга ближе и сплотиться вокруг чего-то очень важного для всех. 

Это три основных курса – Танах и Зоар, включающие в себя циклы «ПАРДЕС»